Железнодорожные рельсы в строительстве

Железная дорога сразу после своего появления стала хорошей альтернативой традиционным способам перевозки грузов и пассажиров. В дальнейшем она выступала в качестве двигателя промышленной революции.

Железнодорожные рельсы б/уДемонтированные рельсы могут использоваться еще длительное время для других конструкций
 

Сейчас железнодорожный транспорт выполняет огромный объем перевозок, особенно многотонного и крупногабаритного груза. Для обеспечения потребностей в транспортировке создаются новые ветки железных дорог и модернизируются устаревшие.

Современные стандарты предъявляют жесткие требования к качеству железных дорог. Поэтому форма рельсов хорошо продумана, а их изготовление тщательно контролируется. За счет термической обработки изделиям придается крайне высокая твердость. Рельсы, бывшие в эксплуатации, все еще сохраняют свои значительные механические свойства и поэтому весьма ценятся на рынке.

Изготовление рельсов

Форма рельсов знакома практически всем. В поперченном сечении рельса можно наблюдать широкую подошву внизу, шейку в средней части и головку вверху. Переходы между отдельными элементами рельса скруглены максимально возможными радиусами. Это сделано с целью снизить концентрацию напряжений — ровные и острые углы имеют гораздо большую вероятность разрушения, что крайне негативно сказывается на сроке эксплуатации изделий.

Сейчас рельсы выпускаются согласно ГОСТу Р 51685-2000. В данном нормативном документе указано такие типы изделий: Р50, Р65, Р65К, Р75. В обозначении цифра указывает на приблизительный вес метра рельса. Главным отличием нового издания ГОСТа является введение типа рельсов Р65К, предназначенного для криволинейного участка пути. Этот рельс имеет особые очертания головки, которые призваны уменьшить боковой износ. Также ужесточились требования к качеству рельсов, что приближает отечественную продукцию к мировым стандартам.

Выпускаются рельсы длиной 12,5—100 м. Длинные цельные изделия более стараются максимально использовать при создании железной дороги — стыки значительно увеличивают износ локомотивов и вагонов, повышают сопротивление движению. После демонтажа многие длинные рельсы разрезаются для удобства транспортировки.

Повторное использование рельсов

Выход рельсов из строя происходит по таким причинам:

  • Контактная усталость;
  • Общая усталость конструкции;
  • Смятие контактной поверхности;
  • Износ головки.

Демонтированные рельсы во многих случаях могут использоваться еще длительное время для других конструкций, с меньшей нагрузкой. Не рекомендуется применять б/у изделия для ответственных элементов здания. Тем не менее, их можно эксплуатировать в качестве балок, в создании опор и перекрытий.

Другим направлением использования рельс является сооружение временных или легких дорог, по которым передвигаются составы малой массы. По таким дорогам могут перемещаться вагонетки или подъемные краны. Уровень нагрузки на них должен быть рассчитан и сопоставлен с состоянием рельсов.

Использованные ранее рельсы запрещено применять для строительства мостов, тоннелей и ж/д путей подъездного типа. Возможности дальнейшей эксплуатации рельсов определяется нагрузками и дефектами, которые образовались на изделиях в ходе применения по основному назначению. Распространенными дефектами считаются:

  • Вмятины;
  • Неровности подошвы;
  • Наплывы;
  • Скрученность;
  • Износ головки в вертикальной плоскости;
  • Седлообразность;
  • Коррозия.

При покупке рельсов следует обратить внимание на количество ржавчины. Рельсы корродируют с нижней части. Также размеры изделий могут быть весьма далеки от указанных в стандартах.

Рельсы б/у представляют ценность благодаря качественному материалу, из которого они были произведены. При умеренном износе они могут использоваться длительный срок во второстепенных конструкциях.

Статья носит ознакомительный характер.
Не забывайте консультироваться со специалистами.